З попелу забуття. МУЛЛЯР ИРИНА АРСЕНИЕВНА

Мулляр Ирина Арсениевна родилась 10.02.1925 года в с. Коробовы Хутора, Змиевского района, Харьковской области.
«С пяти лет я живу в Чугуеве, на родине мамы Гальченко Феклы Петровны (Мулляр). До 1941 года училась, окончила 7 классов СШ №2. Поступила в Харьковский Авиационный техникум. Учеба была прервана вторжением оккупантов.
В июле из Чугуева, в том числе и с нашей улицы Кременецкой, забирали и отправили в Германию. Тогда из нашей улицы забрали 9 человек, в том числе и меня. Это были: Бычкова Аня, Выдышев Саша, Бортов Александр, Дьячкина Елена, я, Синельников Николай, Татаринова (Голенищева) Люба, Жолтиков Ваня и Голенищева Татьяна. Из 9 человек после окончания войны домой вернулись 7 – восстанавливать разбитые города и села.
Когда забрали нас из дома, то привели к дому Пионеров, затем отправили на железнодорожный вокзал, загнали в товарные вагоны, привезли в Харьков, затем в закрытых вагонах отправили дальше. Долго нас везли и, наконец, высадили в Австрии, в г. Вене, выстроили на большой площади в ряды. К нам стали подходить какие-то люди и подбирали кого взять. Таким образом, одни попадали на работу к хозяину, другие на фабрики и заводы. Я и несколько наших чугуевцев попали на завод «Кольбен-Краус». Жили мы в рабочем лагере, как остарбайтеры, на верхней одежде был нашит такой знак OST. На заводе я работала за токарным станком.
Однажды, в рабочее время, нас построили и зачитали по фамилиям пять человек: Кабачная Клава, и Кабачная Лида из Мерефы, Кудревич Оля из Каменец-Подольска, Уткина Антонина из Мерефы, и я из Чугуева. Забрали нас, привели в участок, затем отправили в венскую большую тюрьму, где мы находились до декабря 1944 года, а затем отправили в Польский концлагерь «Освенцим» в филиал Биркенау. Здесь я находилась до января 1945 года. Было очень тяжело, нечеловеческие условия и такое же отношение к нам. Страха не было, я даже ни разу не плакала. Но я усвоила, что я славянка и интересна лишь как рабочая сила. Пока я имею силы и работаю – я живая. Затем нас выслали, привели на железную дорогу, где стояли товарные вагоны, в сопровождении овчарок и автоматчиков, загнали в вагоны и привезли в Германию в концлагерь «Берген-Бельзен» из которого 15 апреля освободили Союзные войска. Подлечили, переодели, объявили что можем ехать в любую страну, но большинство было патриотами своей Родины, вернулись домой восстанавливать страну.
Из «Берген-Бельзенского» концлагеря нас перевели через советское посольство в бывший Фавенсбринский концлагерь, в котором был организован пересыльный пункт репатриированных лиц для возвращения на Родину, откуда поочередно отправляли домой.
Здесь вначале я немного поработала на кухне, а затем комендант лагеря забрал меня на работу старшиной барака, в котором жили медсестры. В мои обязанности входили подъем, физзарядка, отправка на работу, составление рапорта и сдача в штаб, поддержание в бараке порядка и чистоты. Так я работала до октября или начала ноября. Затем, когда пересыльный пункт сворачивал свою работу, меня наградили похвальной грамотой из штаба и вместе с оставшимися работниками пересыльного пункта отправили домой в Чугуев, где после вызова в особый отдел грамота осталась у особиста.
Так, благодаря хорошим людям, которые меня окружали в эти трудные времена, я не потеряла человеческий облик. Я осталась человеком!»
По материалам поисковой работы «Счастье жить» (Поисковая группа Чугуевского НВК №6, руководитель работы Гридина Н.А.)